Санкт-Петербург, Чернорецкий пер., 2А/179 (Новый выставочный зал Государственного музея городской скульптуры)
О ВЫСТАВКЕ
Истовость, истинность веры - это этичность ежедневного посещения, это присутствие Бога в каждой крошке хлеба и ложке кукурузной каши. Это жизнь как молитва. Это физическая потребность в вере наряду с пищей. Неистовость - это яркость выражения веры через службу, песни, танцы, ритм, сопровождающие проповеди и совместные молитвы. Через цвет и расширение канона. Истовость и неистовость это оси духовности на которых строится личность христианина в Африке. Аскеза и Восторг. Личное подвижничество и коллективное единство. Горнее и дольнее в непротиворечивом синтезе. Выставка представила более 40 работ современных африканских художников о Вере и Христианстве.
Выставка проходила в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры по адресу Чернорецкий пер., 2А/179
О картине: Эта яркая и динамичная картина, созданная замбийским художником Муленгой Мубангу, является интерпретацией знаменитой «Тайной вечери». Используя смелую палитру, Муленга сочетает элементы поп-арта, коллажа и живописи. Центральное внимание уделяется человеческой фигуре и взаимодействию между персонажами, что подчеркивает связь между людьми и окружающим их пространством. Картина, являясь современным прочтением традиционного сюжета, наполнена энергией и символизмом и отражает глубокую духовную и эстетическую ценность «Тайной вечери». Таким образом Муленга придает импульс африканской веры классическому образу, оживляя его для современников.
О художнике: Муленга Мубангу родился в 1990 году в Замбии. Он оставил карьеру в области электротехники, чтобы получить образование в сфере искусства. Муленга Мубангу работает с разнообразными медиумами, отдавая предпочтение смешанной технике. Художник является участником многочисленных художественных выставок в Замбии в т. ч. в галерее Chena и ZADS, выставки искусства и дизайна Замбии.
О картине: Рыбалка апостолов – работа Марины Икоку, где религиозный сюжет обретает современное художественное звучание. На переднем плане изображена лодка с апостолами, символизирующая их духовное путешествие, исполненное веры и единства. Лодка окружена бурлящими морскими волнами, которые переданы динамичными мазками. Контрастные синий и золотой создают ощущение движения и надежды. Светлая центральная часть картины подчеркивает божественный свет и спокойствие, противодействующие окружающей стихии.
О художнике: Марина Икоку — современная петербургская художница афро-русского происхождения, член Союза Художников России с 1999 года. Марина формирует собственные, но укорененные в традиции визуальные коды. Ее работы, выполненные в манере "раскрашенной графики", характеризуются смелыми цветовыми решениями и глубоким символическим наполнением. Произведения Марина Икоку были представлены на выставках в: музее истории Санкт-Петербурга, галерее "Англетер", в Arts Square Gallery, галерее Kasugai и т. д.
О картине: Абстракция малагасийского художника Фофы Рабиариверо демонстрирует уникальный синтез архаики и современности. Композиция из множества разноцветных геометрических фигур создает почти музыкальную ритмику. Живопись Рабеаривело — это пример гармонического синтеза художественных направлений, среди которых наиболее ярко выделяется магический реализм.
О художнике: Кристоф Жан Мишель «Фофа» Рабеаривело родился в 1962 году в Антананариву, Мадагаскар. В 1986 году переехал в Ленинград и поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, которое окончил с отличием в 1991 году.
С 1992 по 1994 годы преподавал в Русском культурном центре в Антананариву и стал главным дизайнером международной ярмарки «MANJA 93». С 1996 года состоит в Союзе художников России, а в 2017 году был удостоен звания Командора Ордена Искусств и Литературы Мадагаскара.
О картине: Картина Фофы Рабеаривело "Исход" представляет собой сложную композицию, выполненную в абстрактной манере. Центральный элемент произведения — пересекающиеся линии и закругленные формы, создающие ощущение движения и выхода за границы замкнутого пространства.
Орнаментальные формы напоминают органические структуры, переплетающиеся и растущие, как символы жизни, перемен и движения вперед.
Название "Исход" усиливает смысловой подтекст картины, намекая на освобождение, поиск новых путей и трансформацию. Это произведение можно трактовать как аллегорию духовного или физического пути, полного сложностей, но ведущего к обновлению.
О художнике: Кристоф Жан Мишель «Фофа» Рабеаривело родился в 1962 году в Антананариву, Мадагаскар. В 1986 году переехал в Ленинград и поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, которое окончил с отличием в 1991 году.
С 1992 по 1994 годы преподавал в Русском культурном центре в Антананариву и стал главным дизайнером международной ярмарки «MANJA 93». С 1996 года состоит в Союзе художников России, а в 2017 году был удостоен звания Командора Ордена Искусств и Литературы Мадагаскара.
О картине: Эта работа представляет собой яркий пример творчества замбийского художника Мозеса Муленги. На полотне изображена фигура человека в красной одежде, окруженная теплым золотым сиянием, символизирующим духовное смирение и внутренний свет. Муленга черпает вдохновение в повседневной жизни. Герои его картин — обычные люди, занятые привычными делами. При этом художник избегает детализации и акцентирует внимание на универсальности образов.
О художнике: Мозес Муленга, замбийский художник-самоучка, родился в 1982 году в провинции Луапула. Несмотря на образование в сфере IT, он нашел свое призвание в искусстве.
На данный момент Мозес Муленга является владельцем художественной галереи в Лусаке, столице Замбии. Художник активно участвует в замбийских и международных выставках, а его работы украшают частные коллекции в России, США, Великобритании и Китае.
О картине: Эта текстильная работа, выполненная с исключительной точностью и вниманием к деталям, создана замбийскими женщинами из группы Kalingalingaart. Группа специализируется на создании уникальных изделий из текстиля и переработанных материалов.
Kalingalingaart действует при поддержки Фонда www.kalingalingagirls.com, который в данном случае способствует укреплению экономической независимости женщин через творческую деятельность. В этом произведении сложный узор и гармония цветов символизируют идею всеобъемлющего присутствия Бога, проникающего во все аспекты жизни.
О картине: Контрастные цветовые решения — синий, красный, белый и черный — перекликаются, создавая ощущение движения, борьбы и перехода к чему-то новому: от хаоса к гармонии, от сомнений к вере. Абстракция выражает чистую эмоцию, оставляя зрителю свободу для интерпретации. Каждый мазок — это шаг в неизвестность, которая, так или иначе, ведет к свету.
О художнике: Бостон Муленга, родившийся 15 января 1996 года, — самобытный художник из Лусаки, Замбия. Свою карьеру он начал в 2017 году, экспериментируя с карандашными портретами, а затем нашел себя в живописи и абстракции. Он работал с местными галереями, принимал участие в различных резиденциях и мастерских, включая проекты в Nkwashi Art Gallery и Chaminuka.
О картине: Картина отражает идею движения и поиска. Здесь угадываются цвета замбийского флага — зеленый, красный, черный и желтый, но они перестают быть просто национальными символами. В этой абстракции они превращаются в метафоры борьбы, роста и надежды.
О художнике: Бостон Муленга родился 15 января 1996 года в столице Замбии, Лусаке. Свою карьеру он начал в 2017 году, экспериментируя с карандашными портретами, а затем нашел себя в живописи и абстракции. Он работал с местными галереями, принимал участие в резиденциях и мастерских, включая проекты в Nkwashi Art Gallery и Chaminuka.
О скульптуре: Скульптура Боэта Ньярири, выполненная из серого базальта, поражает своей утонченностью и элегантностью. Эта трогательная работа изображает женщину, которя несет на спине ребенка. Фигуры героев выполнены в единой стилистике, что подчеркивает их глубокую связь. Плавные линии, которые использует художник, создают ощущение гармонии. Скульптура изображает тепло и силу материнской любви.
Дополнительной выразительности скульптуре придают узоры, которые украшают тела женщины и ребенка. Эти детали не только оживляют композицию, но и отсылают к традиционным африканским мотивам.
О скульпторе: Боэт Ньярири — выдающийся зимбабвийский скульптор, чьи работы гармонично соединяют традиции африканского искусства и современные художественные тенденции. Родился в 1977 году в Мхондоро, Зимбабве.
Творчество художника сосредоточено на темах материнства, семьи и детей. Работы Боэта отличаются утонченностью, элегантностью линий и глубоким символизмом. Скульптор использует преимущественно базальт и другие натуральные материалы.
Боэт Ньярири — лауреат престижных наград, его талант был отмечен и за пределами Зимбабве. С 1997 по 2004 год он был резидентом знаменитого Парка скульптур Чапунгу, а его работы выставлялись в США, Нидерландах и Южной Корее. Сегодня он продолжает создавать свои шедевры, являясь одним из самых ярких представителей новой волны зимбабвийского искусства.
О скульптуре: Скульптура Боэта Ньярири, выполненная из серого базальта, поражает своей утонченностью и элегантностью. Эта трогательная работа изображает женщину, которя несет на спине ребенка. Фигуры героев выполнены в единой стилистике, что подчеркивает их глубокую связь. Плавные линии, которые использует художник, создают ощущение гармонии. Скульптура изображает тепло и силу материнской любви.
Дополнительной выразительности скульптуре придают узоры, которые украшают тела женщины и ребенка. Эти детали не только оживляют композицию, но и отсылают к традиционным африканским мотивам.
О скульпторе: Боэт Ньярири — выдающийся зимбабвийский скульптор, чьи работы гармонично соединяют традиции африканского искусства и современные художественные тенденции. Родился в 1977 году в Мхондоро, Зимбабве.
Творчество художника сосредоточено на темах материнства, семьи и детей. Работы Боэта отличаются утонченностью, элегантностью линий и глубоким символизмом. Скульптор использует преимущественно базальт и другие натуральные материалы.
Произведения Боэта Ньярири вдохновлены скульптурами шона. Художники шона видят в камне не просто материал, но носителя духа и жизни, что отчетливо проявляется в работах Ньярири.
О скульптуре: Эта скульптура Боэта Ньярири, выполненная в характерной для художника стилистике, изображает трогательную сцену материнской любви. Тела матери и ребенка складываются в единую композицию, подчеркивая тесную эмоциональную связь и взаимное доверие между ними.
Как и в других работах Ньярири, здесь заметно внимание к деталям: плавные линии, утонченные формы и аккуратно прорисованные узоры на телах персонажей. Серый цвет камня, из которого выполнена скульптура, придает ей простоту и силу одновременно. Работа передает не только физическую близость матери и ребенка, но и глубокую духовную связь.
О скульпторе: Боэт Ньярири — выдающийся зимбабвийский скульптор, чьи работы искусно соединяют традиции африканского искусства с современными художественными тенденциями. Родился в 1977 году в Мхондоро, Зимбабве.
Творчество Ньярири фокусируется на темах материнства, семьи и детей, исследуя универсальные человеческие связи. Его скульптуры отличаются утонченностью форм, элегантностью линий и глубоким символизмом. Художник использует преимущественно базальт и другие натуральные материалы, что придает его работам особую прочность и выразительность.
Боэт Ньярири — лауреат престижных наград. С 1997 по 2004 год он был резидентом знаменитого Парка скульптур Чапунгу, а его работы выставлялись в таких странах, как США, Нидерланды и Южная Корея. Сегодня он продолжает создавать свои шедевры и остается одним из самых ярких представителей новой волны зимбабвийского искусства.
О работе: Эта работа создана женщинами из замбийской группы Kalingalingaart, которые специализируются на изготовлении текстильных изделий и произведений из переработанных материалов. Их деятельность осуществляется при поддержке женского фонда www.kalingalingagirls.com, который помогает участницам развивать свои навыки и содействует развитию местного сообщества. Использование переработанных материалов акцентирует внимание на важности экологической устойчивости и заботы об окружающей среде.
О работе: Эта работа под названием «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» создана художником эфиопского происхождения Зелеке Теводросом Абебау. В верхней части картины можно увидеть надпись на амхарском языке, отсылающую к тексту православной молитвы.
Картина выполнена в характерной иконописной манере, объединяющей традиции эфиопского и православного искусства. Центральная фигура в красном облачении изображена на фоне сияющих лучей, исходящих от креста, расположенного в верхней части композиции.
Цветовая гамма работы включает насыщенные красные, синие и золотистые оттенки, что подчеркивает ее духовную направленность. Композиция стремится передать величие и трансцендентность божественного света.
О работе: Эта работа принадлежит современной петербургской художнице афро-русского происхождения Марине Икоку, известной своими смелыми цветовыми решениями.
Картина выполнена в технике, сочетающей текстурную живопись и графические элементы. Основным визуальным акцентом здесь являются фигуры с силуэтами яркого синего цвета, которые контрастируют с золотым фоном и объемными фактурными элементами.
Центральная фигура, расположенная на троне, интерпретирует образ Вседержителя. Лишенное детализации изображение лиц создает эффект духовной мистерии и универсальности образов, отвлекая внимание от индивидуальности и указывая на божественное.
О работе: Работа замбийского художника Калама Мсау передает единение духовности и повседневной жизни, характерного для Африки. Центральной частью работы является композиция на красном фоне, где золотистые элементы — корзины и деревянные ложки — символизируют связь между физическим и духовным. Золотые корзины отсылают к святости и ценности труда, а ложки, висящие по бокам, указывают на важность пищи как дара Бога. Вера здесь становится не только молитвой, но и выражением повседневных ритуалов — еды, труда, заботы о ближних.
О работе: Работа замбийского художника Калама Мсау передает единение духовности и повседневной жизни, характерного для Африки. Центральной частью работы является композиция на синем фоне, где золотистые элементы — корзины и деревянные ложки — символизируют связь между физическим и духовным. Золотые корзины отсылают к святости и ценности труда, а ложки, висящие по бокам, указывают на важность пищи как дара Бога. Вера здесь становится не только молитвой, но и выражением повседневных ритуалов — еды, труда, заботы о ближних.
О работе: Работа замбийского художника Калама Мсау передает единение духовности и повседневной жизни, характерного для Африки. Центральной частью работы является композиция из золотых элементов — корзины и деревянные ложки — символизируют связь между физическим и духовным. Золотые корзины отсылают к святости и ценности труда, а ложки, висящие по бокам, указывают на важность пищи как дара Бога. Вера здесь становится не только молитвой, но и выражением повседневных ритуалов — еды, труда, заботы о ближних.
О работе: Эта текстильная работа поражает своей яркостью, точностью и вниманием к мельчайшим деталям. Центральный образ Мадонны с ребенком окружен богатым орнаментальным узором. Границы работы обозначены мотивами африканской фауны и динамичными узором. Белая птица в левом углу, символизирующая мир и надежду, создает баланс между гармонией и энергией жизни.
Работа создана замбийскими женщинами из группы Kalingalingaart, которые специализируются на изготовлении уникальных текстильных изделий и произведений из переработанных материалов. Kalingalingaart действует при поддержки женского Фонда www.kalingalingagirls.com.
Франсис Калондейи, фотоработы из цикла "Вера", 2024
Фотографии замбийского фотохудожника Франсиса Калондейи из цикла «Вера» передают эмоциональную мощь и глубину коллективной религиозной практики. Художник запечатлел неистовость веры, яркость ее выражения через службу, песни, танцы, ритм, сопровождающие проповеди и совместные молитвы.
Красный цвет фона символизирует пламя веры, страсть и энергию, пронизывающие религиозный опыт. Это визуальное решение выводит сцену за пределы реальности, делая акцент на эмоциональной и духовной составляющей, расширяя традиционный канон изображения веры.
О скульптуре: Скульптура демонстрирует сочетание силы, мудрости и утонченной красоты правительницы. Работа, выполненная из речного камня, демонстрирует мастерство скульптора, который бережно раскрывает дух материала, придавая ему жизнь. Лицо героини излучает гордость и достоинство, а сложный головной убор и украшения отражают ее высокий статус и принадлежность к богатой традиции.
Эта скульптура является ярким примером философии шона, согласно которой камень воспринимается как носитель духа. «Женщина-вождь» не только отражает идеи лидерства и силы, но и напоминает о важной роли женщин в культуре и обществе.
О скульпторе: Боэт Ньярири — выдающийся зимбабвийский скульптор, чьи работы гармонично соединяют традиции африканского искусства и современные художественные тенденции. Родился в 1977 году в Мхондоро, Зимбабве.
Работы Боэта отличаются утонченностью, элегантностью линий и глубоким символизмом. Скульптор использует преимущественно базальт и другие натуральные материалы.
Боэт Ньярири — лауреат престижных наград. С 1997 по 2004 год он был резидентом знаменитого Парка скульптур Чапунгу, а его работы выставлялись в таких странах, как США, Нидерланды и Южная Корея.
Этот предмет ремесленного искусства изготовлен в Замбии. Композиция представляет собой яркий пример африканской интерпретации библейского сюжета о рождении Иисуса Христа.
Деревянные фигурки расположены на круглой платформе и изображают младенца Иисуса в яслях, окруженного Марией, Иосифом, пастухами и волхвами. Работа выполнена с акцентом на упрощенные, выразительные формы, отражающие искреннюю духовность.
Этот предмет ремесленного искусства изготовлен в Замбии. Композиция представляет собой яркий пример африканской интерпретации библейского сюжета о рождении Иисуса Христа.
Композиция из соломы, изображающая рождественские ясли, — это традиционный христианский символ, который часто устанавливается перед храмами в период Рождества. Она состоит из простых фигур, выполненных из соломенных волокон, композиция служит не только украшением, но и напоминанием о сути Рождества — смирении, любви и вере.
Эта работа создана женщинами из замбийской группы Kalingalingaart, которые специализируются на изготовлении текстильных изделий и произведений из переработанных материалов. Их деятельность осуществляется при поддержке женского фонда www.kalingalingagirls.com, который помогает участницам развивать свои навыки и содействует развитию местного сообщества. Использование переработанных материалов акцентирует внимание на важности экологической устойчивости и заботы об окружающей среде.
Картина создана замбийским художником Кристофером Кабунда, участником выставки ZADS (Zambian Art Design Show). Произведение передает энергию и силу звука, который играет ключевую роль в африканских ритуалах и повседневной жизни. Отдельные герои картины, объединенные общим действием, воссоздают пульсирующую ритмику музыки.
Работа замбийского художника Кристофера Кабунды «Притча» создана в формате последовательных сцен, образующих визуальный рассказ. Использование теплой палитры усиливает атмосферу духовности, искренности и надежды. Композиция напоминает стиль «библии для неграмотных», где через яркие и выразительные образы передаются ключевые христианские истины. При этом произведение обращается к африканским традициям визуального искусства.
Кабунда в своей работе отсылает к традиционному представлению Христа как Агнца Божьего, воплощающего собой жертвенность и искупление грехов человечества. Каждая сцена — это отдельная глава притчи, где пастух становится аллегорическим образом Спасителя: заботливого, любящего и готового на самопожертвование ради спасения заблудших.
Работа замбийского художника Кристофера Кабунды «Притча» создана в формате последовательных сцен, образующих визуальный рассказ. Композиция напоминает стиль «библии для неграмотных», где через яркие и выразительные образы передаются ключевые христианские истины. При этом произведение обращается к африканским традициям визуального искусства. Произведение изображает ключевые сцены из жизни Христа.
Работа создана известной замбийской художницей Агнес Буя Йомбве (род. 18 февраля 1966 года). Ее творчество посвящено изучению традиционных знаний, в частности обрядов Mbusa народа бемба, а также гендерных стереотипов и табу. Художница работает в различных медиа: рисунок, живопись, скульптура, инсталляция, коллаж и реди-мейд.
Работа связана с контекстом ритуалов, символов и культурных норм, которые Йомбве стремится исследовать и переосмыслить через свою уникальную художественную практику. Произведения художницы побуждают зрителей откликаться на социальные и экологические проблемы современности.
Агнес Йомбве окончила колледж Evelyn Hone в 1989 году и преподавала искусство в школах Замбии и Ботсваны. Художница принимала участие в различных выставках как на национальном, так и на международном уровнях. В Замбии ее работы были представлены в таких институциях, как Национальный музей Замбии в Лусаке и галерея Henry Tayali.